2 июля 2023 г.

С 20 февраля по 22 февраля 2024 года в Российском государственном университете имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) в рамках Четвёртого Международного Косыгинского Форума, посвящённого 120-летию Алексея Николаевича Косыгина, состоится Международный научно- технический симпозиум (МНТС) «Повышение энергоресурсоэффективности,  экологической и технологической безопасности процессов и аппаратов химической и смежных отраслей промышленности», посвященный 120-летию со дня рождения чл.-корр. АН СССР, выдающегося учёного в области процессов и аппаратов химической технологии Петра Григорьевича Романкова. 

 

 Материал , в котором рассмотрен творческий научный и учебно- организационный путь и выдающаяся роль П.Г. Романкова в развитии науки о процессах и аппаратах химической технологии в СССР и в России, его огромный вклад в подготовку инженерных кадров, его великие заслуги перед С.-Петербургом и Ленинградом, в котором он работал и в тяжёлые блокадные годы, подготовлен его учениками и коллегами. Фотографии предоставлены семьёй Петра Григорьевича.

ПАМЯТИ П.Г. РОМАНКОВА

(4(17).01.1904 – 1.11.1990)

 

Нам хотелось бы выразить искреннюю благодарность за добрую память о нашем Учителе – Петре Григорьевиче Романкове. Эти слова мы говорим не только от себя, но и от сотрудников ленинградской (теперь Санкт-Петербургской) техноложки и от всей «процессной» общественности города, которых мы здесь имеем честь представлять. Просили нас передать слова благодарности об их отце и трое замечательных детей Петра Григорьевича, с которыми мы поддерживаем регулярные контакты.

 

Для нас, ленинградцев, Петр Григорьевич был и остается представителем славной когорты отцов-основателей нашей дисциплины «Процессы и аппараты химической технологии»: А.Г. Касаткина, Н.М. Жаворонкова, А.Н. Плановского, Н.И. Гельперина, В.В. Кафарова, А.М. Кутепова и других. Он был и остается как бы питерским филиалом этой когорты и представителем нашего города в Москве, которую он очень часто посещал и где у него было множество коллег-друзей в московских учебных институтах, в обоих Минвузах, в Химпроме и Академии Наук СССР.

 

Основной чертой характера Петра Григорьевича, что и привлекало к нему огромное количество самых разнообразных людей, была доброжелательность. Он всегда был готов помочь делом или добрым советом и люди очень чувствовали его доброту и платили ему тем же. Потому громадное количество самых разных людей сохраняют о Петре Григорьевиче самые добрые воспоминания. Это относится даже к тем, кто имел лишь незначительные контакты с ним тогда, как для нас, кто имел счастье долго работать с ним, прежде всего доброжелательность Петра Григорьевича останется в наших сердцах.

П.Г. Романков родился 17.01 1904 года и в 1929 году окончил Ленинградский химико-технологический институт, после чего работал на московском Дорогомиловском химзаводе и параллельно преподавал в МВТУ, МИХМе и МХТИ в 1929-1934 годах; с 1934 года и до своей кончины в 1990 году непрерывно работал в ЛТИ им. Ленсовета (с 1991 года СПбГТИ(ТУ)). В 1941 году Петр Григорьевич становится заведующим кафедрой процессов и аппаратов, сменив в этой должности К.Ф. Павлова; в 1947 защищает докторскую диссертацию и в следующем году получает звание профессора. С 1950 года Петр Григорьевич становится проректором ЛТИ; эту свою нагрузку П.Г. (как мы все его называли с его согласия) «тянул» до 1979 года, то есть почти 30 лет. Кстати, это могут оценить в полной мере только люди старшего поколения, имея в виду, что всю свою жизнь П.Г. был беспартийным, да еще имел сына-правозащитника с сомнительными знакомствами (поэт-иммигрант Иосиф Бродский, беглый танцор кировского театра оперы и балета Рудольф Нуриев, причем последний общался не только с детьми, но и со всей семьей Романковых).

Долгие годы на Петре Григорьевиче держалась вся иностранная работа института, который в те времена посещало множество известных в нашей области знания людей. Так, на нашей кафедре бывали и выступали профессор П.В. Данквертс (вспомним известные граничные условия Данквертса в процессах каталитического крекинга в химических реакторах с неподвижным и псевдоожиженным слоями дисперсных катализаторов), Януш Циборовский – польский академик (известна его переведенная на русский язык еще в 1957 году книга о процессах и аппаратах, редактором перевода которой, кстати, был П.Г. Романков и когда, кроме учебника А.Г. Касаткина, подобной литературы в нашей стране еще не было), профессор И. Девидсон (оригинальная по тем временам монография о двухфазном псевдоожиженном слое применительно к процессам каталитических химических реакций), японские профессора Риозо Тойе и Мацушина – видные специалисты по химико-технологическим процессам и многие другие. Многие из них проезжали к нам, как они тогда говорили, «в Ленинград, к Романкову».

 

На научном форуме главным представляется сказать о наиболее интересных научных результатах многогранной деятельности П.Г. Романкова. Кафедра процессов и аппаратов ЛТИ им. Ленсовета в советские годы была довольно многочисленной: до 75 штатных единиц, из которых 25 преподавателей; остальные – это научные сотрудники, инженеры по госбюджетной и хоздоговорной науке, как в те времена говорилось; в том числе 8 докторов наук (1988 год). Исследования велись довольно широким фронтом. Изучались процессы сушки дисперсных и пастообразных материалов (последнее было, как теперь говорят, «фишкой» кафедры) с Н.Б. Рашковской, потом с В.Ф. Фроловым (всю свою жизнь сушкой занимался в Тамбове и бывший аспирант Петра Григорьевича, профессор В.И. Коновалов); адсорбционные процессы с В.Н. Лепилиным и с И.О. Протодъяконовым; сепарацией суспензий и эмульсий с С.А. Плюшкиным; перемешиванием в жидких средах с И.С. Павлушенко; ректификацией с А.А. Носковым и Э.К. Сийрде; позднее – ионообменными процессами с Н.Н. Смирновым; гранулированием во взвешенном слое – с О.М. Флисюком.

 

Исследования проводились широким фронтом: разрабатывались теоретические, физико-математические модели процессов, проектировались и создавались экспериментальные и пилотные установки, проводились многочисленные эксперименты; создавались инженерные методы расчетов изучаемых процессов; разрабатывались рекомендации для проектирования, строительства и эксплуатации промышленных установок; многое внедрялось в промышленную практику. По многочисленным результатам, полученным под руководством Петра Григорьевича, было подготовлено более 25 докторов наук (в те времена это было событием и для человека и для института да и для научного сообщества в данной области). В последующие годы эти доктора наук сами готовили докторов и кандидатов. В те далекие времена на все хватало и людей и средств и энтузиазма. Главное, было понимание того, что для развития страны необходимы научные исследования и инженерно-научные кадры.

По результатам научных исследований писались и издавались монографии. Самая первая монография Романкова была написана еще в 1948 году и посвящена гидромеханическим процессам, как и его докторская диссертация, а первая научная публикация по вопросу сушки твердых материалов (написанная, кстати, совместно с супругой Петра Григорьевича – Давиденковой Людмилой Николаевной) появилась еще в далекие предвоенные годы в 1934 году. Начиная с 60-х годов монографии, появлялись регулярно. Первой из этой серии научных публикаций была книга, написанная совместно с Н.Б. Рашковской и посвященная вопросам сушки влажных материалов в кипящем слое. В эту монографию вошли, в основном, собственные исследования по непрерывному обезвоживанию многочисленных пастообразных материалов, как на слое собственных подсушенных гранул, так и на взвешенных частицах инертного материала (полых и сплошных стальных шаров и фторопластовой крошки различных, специально подбираемых размеров) с выгрузкой сухого материала из самого псевдоожиженного слоя или с потоком сушильного агента через циклон. Была подробно представлена предложенная авторами конструкция вибрационного питателя, с помощью которого исходный пастообразный материал подавался в сушильный аппарат в необходимых количествах. Книга оказалась весьма востребованной и в последующие годы вышли из печати еще несколько изданий с существенными дополнениями, полученными по результатам последующих, непрерывно проводимых на кафедре исследованиям, где в те времена работали аспиранты – будущие доктора наук Э.О. Регер, В.Е. Куцакова и другие сотрудники большого коллектива энтузиастов.

По результатам предложенного кафедрой и изготовленного на одном из уральских заводов тарельчатого, сепаратора с пульсирующей выгрузкой сгущенной суспензии также была издана монография, обобщающая не только собственные, но и имеющиеся литературные данные по теории и практике работы по разделению неоднородных систем в поле центробежных сил. Исследования процессов адсорбции газов и паров различными адсорбентами также оформились в виде монографии и докторской диссертации по этой теме.

 

В последующие годы издавались и переиздавались научные монографии Петра Григорьевича, написанные им совместно с иными сотрудниками кафедры процессов и аппаратов. Это и монографии по процессам экстрагирования из твердых материалов, по массообменным и теплообменным процессам химической технологии, по гидромеханическим процессам.

Значительное количество монографий издавалось учениками П.Г. Романкова: И.О. Протодъяконовым, Н.Н. Смирновым, В.Ф. Фроловым, И.Н. Тагановым, В.Д. Лукиным, О.М. Флисюком и другими. Так что научно-литературный «след», оставленный школой нашего Учителя, весьма широк по тематике исследований и по протяженности во времени. Научно-литературная деятельность П.Г. Романкова не ограничивалась только написанием собственных монографий. В 60-е годы он – научный редактор переводов многих весьма солидных научных трудов зарубежных авторов: «Теплопередача и теплообменники» (1961 г.) и «Массопередача и абсорбция» (1964 г.) Т. Хоблера, «Основы процессов химической технологии» (1967 г.) Я. Циборовского. Совместно с академиком Н.М. Жаворонковым он – редактор перевода на русский язык фундаментального справочника инженера-химика Дж. Пери (1969 г.). В последней работе существенную помощь Петру Григорьевичу оказывал А.А. Медведев.

 

Значительную работу выполнял П.Г. Романков в качестве редактора периодических научных изданий (журналов). Так, в 1963 году совместными усилиями П.Г. и Н.М. Жаворонкова был основан академический журнал «Теоретические основы химической технологии», заместителем главного редактора которого Романков был более двадцати лет. Более пятнадцати лет Петр Григорьевич работал главным редактором другого академического «Журнала прикладной химии», базирующегося в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Доводилось Петру Григорьевичу выполнять и разовые научно-организационные мероприятия: в шестидесятые и семидесятые годы он организовывал и был председателем организационных комитетов всесоюзных научно-технических конференций по экстракции и по адсорбции, проходивших в ЛТИ им. Ленсовета.

 

Общее количество собственных научных публикаций Петра Григорьевича насчитывает более 400 позиций, включая порядка 50-ти авторских свидетельств и патентов, за которыми, впрочем, в силу своей врожденной скромности он никогда не гнался. Работал в качестве члена большого количества разнообразных Советов Минхимпрома, АН СССР, ВАК СССР; в редакционном Совете журнала «Известия вузов. Химия и химическая технология».

 

За плодотворную научную и научно-организационную работу Романков был избран членом- корреспондентом АН СССР по отделению неорганической химии (1964 г.). Были и другие формы признания: заслуженный деятель науки и техники РСФСР, правительственные награды, в том числе ордена Ленина и Октябрьской Революции, звания почетного доктора наук высших учебных заведений Венгрии, Германии, Польши, Чехословакии и Югославии.

 

Несмотря на внушительные научные результаты и на долголетнее членство Петра Григорьевича в Академии Наук, все же самым важным в его обширной деятельности была работа по подготовке инженерных кадров, то есть работа учебная. И здесь нам представляется самым существенным, что сделано Петром Григорьевичем, – это, во-первых, создание лабораторного практикума по классическому курсу процессов и аппаратов химической технологии и, во-вторых, – написание знаменитого задачника для практических занятий по курсу.

 

Лабораторный практикум создавался в первые послевоенные годы и в нем были реализованы около двадцати работ по основным разделам курса: гидравлике, гидромеханическим методам разделения неоднородных систем, теплопередаче, выпариванию, абсорбции, экстракции, ректификации, сушке и умеренному охлаждению.

 

Отличительных особенностей лабораторных работ, созданных на кафедре процессов и аппаратов в ЛТИ, было две: во-первых, основные технологические процессы были представлены работающими установками непрерывного действия, что приближало их к условиям работы такого рода установок в промышленности. Второе – это масштаб лабораторных установок. Учебных помещений в те времена было достаточно; рабочих рук и мощностей производственных мастерских института – тоже.

 

Издательством Химия было издано (и несколько раз переиздавалось) написанное сотрудниками кафедры «Руководство для практических занятий в лаборатории процессов и аппаратов». В этом «Руководстве» приводились технические детали учебных установок для использования их при воспроизводстве аналогичных лабораторных работ в иных институтах страны. Когда-то созданная Романковым учебная лаборатория считалась образцовой.

 

Второе несомненное достижение Петра Григорьевича в учебной работе – это создание широко используемого при подготовке инженеров-технологов (и не только технологов-химиков) учебного пособия «Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии», написанного совместно с К.Ф. Павловым и А.А. Носковым, первое издание которого вышло еще в 50-е годы. Этот задачник оказался весьма удачным пособием не только для практических занятий студентов по каноническому курсу процессов и аппаратов, но используется также при выполнении учащимися курсовых проектов по различным темам курса. Более того, задачником пользуются и инженеры-проектировщики и инженеры-технологи в своей практической работе. Насколько нам известно, такого объемного пособия, содержащего в том числе и многочисленные решенные примеры на самые разнообразные темы классического курса процессов и аппаратов, в учебной литературе не было. Недаром «Примеры и задачи» еще при жизни Петра Григорьевича переиздавались издательством ХИМИЯ десять раз через каждые три-четыре года, несмотря на прежние тиражи в десятки тысяч экземпляров. Даже после 1990 года, когда Петра Григорьевича уже не стало с нами, одно из современных коммерческих издательств выпустило два или три стереотипных тиража все того же задачника. Более того, по инициативе и предложению самого Петра Григорьевича переработанный задачник с несколько измененными названием («Методы расчета процессов и аппаратов химической технологии (примеры и задачи)») и составом авторов переиздавался три раза (последнее издание ХИМИЗДАТА было в 2010 году). Задачник по процессам и аппаратам получил и международное признание, свидетельством чему являются известные нам его переводы на одиннадцать языков.

 

Петр Григорьевич, пока он был с нами, постоянно и всемерно поощрял своих сотрудников к самостоятельному написанию и изданию научных монографий и учебников и многочисленных методических пособий, что привело к появлению научной и учебной литературы его многочисленных учеников. Таким образом, в течение десятков лет складывалась научная и учебно-методическая школа П.Г. Романкова.

 

Светлая память о нашем П.Г. имеет для нас своей основой не только и даже не столько то, что он был большим ученым и педагогом, но, прежде всего, – его безграничную доброжелательность к людям вообще и особенно к тем, с кем он часто общался по работе. Никто из нас не может вспомнить, чтобы кто-то отозвался о П.Г. без теплых слов, хотя будучи в течение тридцати лет проректором немалого института, ему невольно приходилось кому-то и «наступать на хвост». Но даже это он умел делать так, что люди на него не обижались.

В его собственной жизни далеко не все Петру Григорьевичу давалось легко. Так в блокадные годы, когда институт еще летом 1942 года был эвакуирован в Казань, двести сотрудников (из них всего девятнадцать мужчин) и П.Г. вместе с ними были оставлены в Ленинграде для проведения необходимых и, как всегда на войне, срочных работ. Вместе с Петром Григорьевичем в квартире с дровяным отоплением (тогда это было очень важно) остались жена и трое детей 10-ти и 4-х лет. Кстати, из малолетних тогда детишек выросли очень дружные между собой, замечательные люди: старшая дочь до сих пор работает врачом-хирургом; сын, инженер-радиоэлектроник, дважды выбирался депутатом Законодательного собрания Петербурга, где руководил комитетом по культуре; вторая дочь, инженер-физик работает в физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе, которым до последнего времени руководил единственный в нашей стране нобелевский лауреат Ж.И. Алферов.

Каждый день в любую погоду Петру Григорьевичу приходилось пешком ходить по заснеженному городу на работу в институт (это порядка пяти километров в один конец). Необходимо было заниматься тем, в чем нуждался фронт и тыл. Так были разработаны рекомендации по производству водорода для аэростатов воздушного заграждения города. Совместно с Л.Н. Давиденковой была предложена новая технология получения газовых смесей для калибровки корабельных и самолетных газоанализаторов; в фармацевтической мастерской института было организовано производство амидохлорной ртути для борьбы с сыпным тифом и других препаратов для госпиталей города. Однако, наибольшая заслуга Петра Григорьевича и его сотрудников в этот голодный блокадный период была разработка экстракционной технологии получения соевого молока и шрота из соевых бобов; все это сразу же уходило в госпитали и детские больницы осажденного города.

 

 

 

 

 

 

 

 

Светлая память о нашем П.Г. будет жить в наших сердцах, пока живы те, кому выпало счастье работать с нашим Другом и Учителем. И пусть знают о том, какой это был замечательный Человек те молодые люди, которые будут учиться по его многочисленным книгам. И будем надеяться, что наступят в нашей стране времена, когда инженерные и научные кадры будут снова востребованы в полной мере, как это было в долгий период научно-педагогической деятельности Петра Григорьевича Романкова.

Профессор В.Ф. Фролов

Профессор О.М. Флисюк

Санкт-Петербургский технологический институт

(технический университет), Россия С.-Петербург